В Гродненском областном драмтеатре будет представлена премьера сезона – «Накануне Рождества». Режиссер-постановщик рассказал корреспонденту «ГП» о том, как идет работа над спектаклем

Премьера состоится 11 и 12 ноября.11 и 12 ноября на сцене областного драматического театра будет представлена очередная премьера сезона – «Накануне Рождества». Спектакль поставлен по мотивам произведений Николая Гоголя. Режиссер-постановщик Александр Кологрив рассказал о том, как идет работа над постановкой, о подборе актеров и что хотел донести до зрителя.

– Почему для постановки вы выбрали произведения Гоголя?

– Они мне близки и интересны, понятны людям сейчас и, наверное, будут понятны еще через столетия. «Накануне Рождества» – это моя вольная интерпретация произведений Николая Гоголя. Почему выбрал именно их? Потому что то, что у него написано в цикле – «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», – это фольклор. А ничто так не учит человека, как опыт. Эта постановка о противостоянии добра и зла, о том, как последнее завладевает человеком и как мы можем противостоять ему. Я выбрал этот материал, так как в нем большая россыпь примеров.

– Сюжет раскроете?

– Сюжетная линия одна, а текст совсем другой. Второй план у нас на первом месте. Мою идею можно было сыграть без текста, и зрители бы поняли. Но тогда это была бы пантомима, очень сложный жанр. В постановке есть три основных персонажа. Это Голова, который олицетворяет государственную власть, Дьяк – религию и священнослужителей и Хома Брут – народ. Это три столпа, на которых держатся государство, простой народ и религия. История о том, как их можно отделить друг от друга. В итоге это приводит к плохим вещам. История довольно страшная, но со светлым финалом.

– Как подбирали актеров на роли? Наверняка были те, кого сразу видели в той либо иной роли?

– В театре я приличное время и знаю, конечно, кому из актеров что ближе. Но решил пойти от противного. Зритель увидит многих актеров в нехарактерных для них амплуа. Хотел, чтобы они расширили собственную палитру чувств, попробовали себя в разных ролях, достали из себя то, что глубоко спрятано. Приведу пример Тани Вилимович. Она в театре играет романтичных героинь. А в спектакле «Накануне Рождества» у нее роль ведьмы Салохи. И Таня взялась за нее с большим удовольствием. Меня это радует, потому что я по собственному опыту знаю, что отрицательных персонажей играть очень сложно. Ведь любого отрицательного персонажа надо оправдать, потому что тебе им быть на сцене. В спектакле занято много молодых актеров, которые к нам пришли недавно. И они получили сразу довольно крупные роли. Есть такой негласный закон: когда в театр приходят молодые, на них ставится спектакль. Им надо сразу дать большой кусок работ, чтобы попробовали. И если они поймут, что этот большой кусок надо есть по чуть-чуть, все будет хорошо.

к (1).jpg

–  Как вам работается с молодежью?

– Мне нравится. Ребята талантливые. У всех молодых актеров есть период буйства. Не бывает, в принципе, тихих актеров, они все шумные. В любом случае наше творчество в театре коллективное, и если я вижу здравое зерно в предложении кого-то из молодых, конечно, прислушаюсь к нему.

– Жанр у постановки достаточно необычный – музыкально-мистическая фантазия…

– Поскольку люди в нынешнее время пользуются не только книгами, но и телефонами, компьютерами, зрителю простой подачи информации маловато. Поэтому здесь должны быть соответствующие музыкальное сопровождение, хореография. В постановке все это присутствует. Я старался дать все дозированно, все-таки у нас не театр оперы и балета, не музыкально-драматический. Петь актеры будут вживую. Но кто придет послушать арию Вакулы, то, сразу скажу, что ее здесь не будет (улыбается).

– Что можно сказать про декорации, о видении спектакля художником-постановщиком?

– Декорации сделала наша замечательная Татьяна Мацевич. Это ее «дембельский» аккорд. Она, к сожалению, уехала в столицу. Но предварительно сделала все эскизы и декорации костюмов. Цеха театра быстро справились с работой. Наше видение спектакля с Татьяной Янушевной сошлось. «Накануне Рождества» – это история, происходящая в некоем пространстве, без точного указания места действия. Она может произойти где угодно. Поэтому все происходит в непонятном, неизвестном пространстве. Все как будто висит в воздухе, в космосе. Никаких аутентичных декораций не будет.

– На одни спектакли зрители приходят, чтобы развлечься, посмяться, на другие – чтобы о чем-то задуматься. «Накануне Рождества», я так понимаю, относится ко вторым. Что вы хотите сказать зрителям?

– Я бы хотел, чтобы они задумались над жизнью, о собственной душе. Мы любим указывать другим на их грехи, не замечая собственных. Каждого человека можно за что-то утащить во все тяжкие: взять маленький грешок, который в тебе есть, и, если ты его не осознал, не покаялся, тебя может затянуть еще больший грех, как снежный ком. Постановка о том, чтобы мы понимали то, что делаем. А когда, как не накануне Рождества, большого светлого праздника, задуматься над тем, как очистить свою душу?

Источник: https://grodnonews.by/news/kultura/v_grodnenskom_oblastnom_dramteatre_budet_predstavlena_premera_sezona_nakanune_rozhdestva_rezhisser_postanovshchik_rasskazal_korrespondentu_gp_o_tom_ka.html