Интервью с заслуженной артисткой Беларуси Верой Войновой.
Ярким, запоминающимся событием XХХI Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» стало выступление лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», заслуженного коллектива Республики Беларусь «Ансамбль песни, музыки и танца «Белые росы», настоящего хореографического бренда Беларуси. Впрочем, все последние республиканские концерты украшают наши гродненцы. В этом году прославленный коллектив готовится отметить свое 35-летие. Как удается, несмотря на трудности последнего времени, держать высокую форму, готовить новые программы – об этом в интервью с директором и художественным руководителем заслуженной артисткой Республики Беларусь Верой Ивановной Войновой.
– Мы знакомы давно, бывал на многих концертах, всегда поражали и завораживали отточенность каждого танца, синхронность артистов, органичное переплетение с музыкальным сопровождением и та энергетика, которая шла в зал и не почувствовать которую просто невозможно. Но вот поговорить откровенно о том, как все это началось для Вас лично, Вера Ивановна, раньше не доводилось.
– Я родилась в Молодечно, отец был журналистом, мама – работником культуры. Мечтала о журналистике, в школе легко писала сочинения, с детства не терпела никаких штампов (это продолжается и сейчас). Мне учительница внушала: у тебя есть дар. Писала в газету «Зорька» о детском лагере «Зубрёнок», где побывала. Напечатали, мне понравилось. А потом, в 8 классе, мама мне говорит: какие десять классов, какая журналистика – давай иди учиться дальше после 8 класса. Отца уже не стало, и ей легче будет меня поднимать. Куда идти учиться – на хореографию, я ведь со второго класса танцевала. Я пошла в культпросветучилище. Так определилась моя будущая профессия. А в институте культуры я училась, когда танцевала в «Белых росах». Это был экспериментальный курс, который должен был помочь выяснить, можно ли на заочной форме обучения подготовить руководителя самодеятельного танцевального коллектива. Ответ: можно, я же даже стала руководить профессиональным коллективом!
«Белые росы» для меня начались в 1987 году. Ансамбль был создан 1 августа, а я приехала через 3 месяца – после училища была еще двухгодичная отработка руководителем сельского клуба в Нарочанском районе. Мама моя, работник культуры, побывала как-то в Гродно в командировке, увидела в местной газете объявление о наборе в новый коллектив, привезла мне его и сказала: давай-ка на поезд, поезжай в Гродно, проявляй себя. Так я оказалась здесь. Евгений Штоп (Штоп Евгений Александрович, создатель и первый худрук «Белых рос», заслуженный работник культуры БССР. – Примечание автора) сразу меня взял. Коллектив только создавался. Трое приехали с Урала, кто-то учился в институте культуры в Питере, кто-то в Орле. Только четверо были после института культуры. Остальные – со средним специальным образованием. Уже работая в коллективе, я тоже поступила в институт культуры в Минске.
– Штоп видел в Вас балетмейстера в конце учебы?
– Нет, не видел. Да я и не лезла на рожон. При Штопе я не занималась постановкой танцев. Он очень ревностно к этому относился. Та плеяда руководителей 80-х, 90-х годов минувшего столетия, имена которых гремели, ревностно относилась к любому виду конкуренции. Сегодня мы говорим о резерве кадров, а тогда такого понятия не существовало. Хотя яркие примеры даже из далекой истории на виду. Тот же уникальный скрипичный мастер Амати считал, что ремесло не должно умереть. Кого он подготовил себе на смену? Страдивари, Бергоццо, Гварнери. Сколько стоит сегодня скрипка Страдивари, думаю, знают все. А у нас не понимают наши некоторые мэтры: нужна свежая кровь. Жизнь сама требует обновления, творчество просто не живет без этого…
– Некоторые музыкальные критики и искусствоведы считают, что «Белые росы» уже обошли и «Хорошки», и Госансамбль танца по качеству своих концертных программ. Вы с этим согласны?
– Это не стечение обстоятельств. Мы долго шли к своей востребованности и вот добились. Оттачивали мастерство, искали оригинальные приемы подачи материала, пытались быть универсальными. Поэтому на каждом республиканском мероприятии в Минске есть «Белые росы». И это длится уже два года.
Мне очень жаль было бы потерять такой коллектив, как «Хорошки», очень самобытный, у него свое лицо, шикарные костюмы, музыка! Я им искренне желаю процветания! Быстрее нужно ставить кого-то во главе, кто будет пополнять состав, учить молодежь, развивать коллектив. Госансамбль танца я всегда любила меньше, чем «Хорошки», всегда он был для меня каким-то холодноватым. Но все равно должен быть и Государственный ансамбль танца Беларуси как гордость страны. Это как ансамбль Моисеева в России. Кто это может сделать – не знаю. Но не должны расписывать свое бездействие оптимизацией. Нормальный ансамбль – это 16 пар. У меня сегодня 11 пар. Плюс мы еще набрали 4 пары, к августу будет 15 пар. Но для грандиозного проекта, который я хочу поставить к юбилею, этого мало. Одни танцоры не должны работать все номера. Один состав работает этот номер полноценно, на всю катушку. Второй состав – другой номер и так далее. А у меня выходит, что работают все. И это меня не устраивает. Нужны перемены, добавка пар танцоров, а за счет оптимизации штата этого не решить. Наверное, я еще человек государственный, такой выросла и всегда была. И приучила: в нашем коллективе все болеют за все.
–Смену, говорят, готовить нужно с детства. Сейчас опять появилось объявление об очередном наборе детей в вашу студию?
– Насчет смены. Да, детей танцевать учим. Было 200 человек, сейчас 160 «Росинок». Но немногие потом идут по этой стезе, и наивно полагать, что это нам готовится смена. С 2013 года, когда мы организовали студию, из прошедших ее детей к нам никто не пришел. Никто! Родители отдают детей учиться танцевать, как бы считая, что сразу делают их интеллигентными. Это теперь такая дань моде. А серьезно этим заниматься, делать профессией никто не собирается, тем более это малооплачиваемая профессия.
– А Гродненский колледж искусств? Есть там потенциальные будущие артисты «Белых рос»?
– Конечно! Сейчас набрали четырех танцоров из нашего колледжа, четырех из Пинского колледжа. В прошлом году из университета культуры к нам приехали. Меня радует, что даже в Минске мы популярны так, что выпускники университета хотят приезжать к нам. Уже не говоря о сценических площадках, где некоторые коллеги, когда мы приезжаем, откровенно говорят: «Вы лучшие, держитесь! Мы вас любим!» Студенты подходят: «А нам приехать к вам можно? Вы нас посмотрите, проверите?» И смотрят на меня с надеждой. И я понимаю: мало занять вершину, нужно ее еще и удержать. Один в поле не воин. Только команда! И за год ее не создашь! «Белые росы» – это не просто сильная команда, это уже бренд. Вся культура, управление культуры области должны понимать, что они имеют. Дорожить этим, иметь какие-то готовые наработки насчет наших внезапных приглашений. Ведь каждое наше выступление на главной сцене страны – это аплодисменты всей Гродненщине.
– Костюмы. У некоторых коллективов они годами не меняются, а вот «Белые росы» постоянно удивляют новинками. Новый танец – новые наряды. И всегда стильные, изящные, сохраняющие традиции белорусского фольклора, запоминающиеся! Но это ведь очень дорого?
– Костюмы – это дорогое удовольствие. Но пару десятков лет назад мы нашли идеальное решение: подружились с колледжем бытового обслуживания населения, который выполняет любые капризы! Прекрасно шьют! Они такие молодцы! Но у меня добрая душа, когда меня спрашивают: «Вера, где ты шьешь такие шикарные костюмы?» – я даю адрес. Насоветовала так, что теперь сама в очереди стою. И прошу их: пошейте, срочно нужен комплект к новой программе! А мне в ответ: «Шьем «Лялечкам» из Обухово, потом из Бреста, потом этим…» – все сюда ринулись. В новой пристройке я пожертвую одним помещением под мини-цех. У меня будет свой раскройный стол, у меня будут свои закройщики, костюмеры, шить будем сами – две швейные машины уже есть. И я думаю, что внутри нашего ансамбля мы будем сами отшивать часть костюмов. Пока без закройщика мне сложно сшить на 10 пар – двадцать комплектов, да так, чтобы каждый стал произведением искусства. Но что-то уже делаем.
– А эскизы костюмов? Это же самый эксклюзив!
– Рассказываю. Раньше профессиональные художники делали нам эскизы костюмов. Теперь сама делаю зарисовки, фотографии. Собираю книги. Мой муж, где бы ни был, – увидит книгу с костюмами, несмотря на то, что они дорогие, – везет мне. В эти издания погружаюсь, я там все вижу. Потом у меня есть заведующая художественной постановочной частью Горбач Екатерина. Я ей говорю: Катя, тема такая. Она профессиональный художник – академию искусств в Минске окончила, выставки были в Германии, по миру поездила. И я ей выдаю свою идею блузки: какой воротник, рукав такой-то, юбка такая-то. Потом еду и подбираю по кусочкам ткани. И она по ним уже рисует. Блузку с такой тканью, юбку с другой, вышивки и кружева я еще подбираю – она все фотографирует и затем воплощает в эскиз. Ну а потом уже шьем, вышиваем, примеряем, подгоняем…
– Это костюм. А танец? Как он рождается?
– Танцы начал придумывать еще Евгений Штоп. И хоть у него была белорусская программа, в ней были цыганский танец, русский танец, казачий. Когда я пришла, мы начали делать «Славянский проект». К нему добавили еще несколько танцев. И пришлось переименовать наш проект. Я его назвала «Краски мира», и теперь это отдельная программа. В ней много танцев: русский, еврейский, польский, грузинский, румынский, чешский, казахский, индийский, арабский, молдавский. Мы уже даем сольные концерты, которые состоят только из танцев разных народов. А гастроли за границей всегда требуют от нас интернациональной программы. Нам говорят: ставьте два белорусских, остальное все международное. Хотя бывают исключения: когда были в Дубае на Всемирной выставке в Арабских Эмиратах, танцы были только белорусские, мы же в белорусском павильоне выступали. Танцевали очень мощно, нужно было ярко показать все краски белорусской культуры. Мы напряглись и справились! А в других зарубежных поездках у нас, как правило, всегда 12 танцев разных народов – интернациональная программа.
– Отношение к культуре. В обществе, к сожалению, не всегда к этому настроены, и Вы с этим также сталкивались. Почему?
– Не все привыкли созидать! Я, например, все, что накоплю, после себя оставлю коллективу и еще что-то привнесу! Для того чтобы это развивалось и не чахло. Вот у нас существует такое понятие: культура – это стержень, культура – это все. Беда только в том, что это просто лозунг. Но даже если культура зачахнет – ничего не случится, большинство так считает! Как они ошибаются! Размоются ведь все грани – никакой идентичности не будет: что ты белорус, что ты поляк, что еще кто-то. Это будет беда, это будет пресное тесто – настолько важно сохранять идентичность. Культуру нельзя воспринимать как красивый лозунг и не более. Нет, мои дорогие, может быть беда. Нации многие исчезают, становятся безликими! Только национальная культура их двигает!
– И личности, способные следить за всеми тенденциями в современном концертном мире и шоу-бизнесе. Вы ведь тоже их видите, замечаете, учитесь у них?
– Да, конечно. Вот вам свежий пример. Все знают, два года у нас из-за ковида откладывался фестиваль национальных культур. Наконец, он состоялся, и концерт открытия был просто великолепным и задал заряд всему фестивалю. Мы тоже в нем участвовали по полной. А ведь перед стартом фестиваля некоторые местные критики культуры подтрунивали над тем, что главный режиссер будет из Минска и что, мол, он понимает в нашем фестивале. К сожалению, такие амбиции существуют, прочно сидят. И слава Богу, что главным режиссером Минкульт назначил Агату Мацко. Это счастье работать с ней. Немногие знают, что она наша землячка, окончила Гродненский колледж искусств, дальше училась, сегодня преподаватель кафедры режиссуры Белорусского государственного университета культуры и искусств, а в Гродно уже делала однажды успешно праздник к 890-летию города. В режиссуре она сегодня ведущий новатор и мастер мизансцен, в свое время просмотрела все, что делалось в Беларуси старыми режиссерами. Увидела творческий потенциал, даже скрытый и невостребованный, который есть в республике. Приехав в Москву, смотрела там все самые новые сценические действа и постановки, электронное сопровождение и дизайн, звук, свет, хореографию. Попробовала себя в России в режиссуре кино, став незаменимым вторым режиссером на съемке последних продвинутых российских фильмов, а это тоже опыт. И в Минске она творит уже в полную силу – вы бы видели ее постановки в «Минск-Арене», где впервые и сразу были задействованы 7 эстрадных площадок, во Дворце Республики, где тоже все летало! Вот это и есть двадцать первый век, в котором мы все обязаны творить совсем по-другому, хотя многие этого до сих пор не понимают. И вот впервые именно Агата Мацко как главный режиссер в этом году внедрила свою оригинальную сценарную концепцию на «Славянском базаре в Витебске», создав действо,не побоюсь этого сравнения, мирового масштаба. «Белые росы» там отработали с полной нагрузкой.
– Действительно, «Славянский базар в Витебске» я лично смотрел с большим удовольствием и даже возгордился тем, что это делает наша Беларусь, а режиссировала концерт открытия наша землячка. И на сцене снова блистали «Белые росы».
– Мы остались довольны своим выступлением. Ансамбль принял участие в трех концертных днях – Дне открытия, Дне Союзного государства, Дне мастеров искусств – и дал еще отдельно большой сольный концерт. Были и свои минусы от усталости, но это за кадром – не всем же объяснишь, что наши обязательные репетиции в дни фестиваля начинались на сцене в два часа ночи… Перед разъездом Агата Мацко уже просила поставить галочку в нашем плане: «Вы мне нужны будете в сентябре». У нее все расписано по дням, часам и минутам. Слава Богу, что в нашей стране вырастают такие режиссеры. Они заставят меняться все…
– Ковидный период был тяжелым для коллектива?
– Конечно. Концерты, поездки – все остановилось. Ни о каких гастролях речи не шло. Нам оставалось одно: сидеть на базе и репетировать. Во время пандемии мы приступили к постановке номеров к средневековой программе «Великое княжество». Постановка целой программы – долгий процесс. Делали также еще одну новую программу «Сказки», и я была даже счастлива, что появилось время для нее. Артисты получили задания воплотить в жизнь придуманные мной новые номера. Было всего пять месяцев, и я успела сделать почти половину программы. Самым тяжелым был 2020 год с февраля по июнь. А потом мы быстро наверстали. И костюмы новые шили в нашем любимом колледже бытового обслуживания. А кое-что делали сами для новой программы «Великое княжество» – там очень много ручной работы: вышивка бисером, камнями, сами шили накидки, с мехом работали – было условие: ничего искусственного, только натуральный мех. И мне артисты приносили шубы, шапки старые из натуральных мехов. Мы все это сами раскраивали, шили воротники, головные уборы, опушки на эти накидки. Вся одежда, как в XVIII столетии, выглядит шикарно. И нас в этих нарядах уже используют активно: попросили сделать мизансцены во время открытия после реконструкции первой очереди Старого замка, а в этом году в первый день фестиваля национальных культур – на открытии «Дома рыбака» на улице Замковой. Так что гардероб у нас дорогой, и очень дорожим им. С обувью тоже сами решаем проблемы. У нас есть своя мастерская и свой сапожник для ремонта – обувь артистов летит моментально, если танцуем на улице. А если на сцене, то с постоянными ремонтами держится до двух лет. А новую обувь заказываем у нашего бывшего артиста Романа Кимкетова, который уже давно открыл свою мастерскую и шьёт даже на Россию. Минские «Хорошки» тоже у него шьют обувь.
– Не считали, сколько шагов делает артист-танцор за день?
– Каждый артист ежедневно имеет пять часов интенсивной нагрузки. Думаю, это выливается во многие километры. Но главное для артиста продуктивность его движений, ежедневное улучшение результата.
– Не могу не задать вопрос на «больную» для белорусского общества тему: август 2020-го. Как известно, настоящему массированному давлению западные соцсети подвергли всю республику и культуру в первую очередь. Это как-то сказалось на «Белых росах»?
– «Белые росы» продолжили работать в полном составе. Я помню, начался сразу жуткий прессинг в соцсетях. Стоило выложить какое-то фото с концерта, как тут же нас оплевывали в интернете. Мои артисты на это не поддаются. В большинстве это молодые люди, с которыми я постоянно, еще задолго до 2020 года, веду воспитательную работу. Если я вижу, что люди устали и находятся на грани срыва – я останавливаю работу и предлагаю всем вместе посмотреть какую-то передачу на экране видеопроектора, выбираю ту, что заденет каждого. Иногда Михалкова или других умных людей, иногда что-то по истории. Знаю, что сами они никогда к этому не обратятся, но это воспитание. У них уже выработалась нацеленность на труд, на созидание, расширился кругозор и появилось желание быть лучшими на любой сцене для своей страны, а это и есть патриотизм. И когда в августе 2020 года Гродно посетил Президент, на площади Ленина состоялся большой митинг с его участием, управление культуры обратилось ко мне с вопросом, сможем ли мы выступить в ходе этого митинга на сцене. Ведь не секрет, были тогда и те, кто испугался проявить свою позицию. Я пришла в наш репетиционный зал и громко объявила, что будем выступать на площади в поддержку Президента. Будем исполнять три номера и едем не автобусом, а на своих машинах с костюмами.
– С гастролями за границей сейчас ведь есть трудности?
– Да, жаль, конечно, хотя мы постоянно ездили к соседям и в Литву, и в Польшу. Вот и в феврале нас приглашали на юбилейный белорусский фестиваль в Польшу, но сейчас все закрыто и вопрос сам снялся.
– Не так давно я узнал, что в России тоже есть коллектив «Белые росы». Вы об этом знаете?
– Да, знаем. Мы с ними встречались и даже приглашали к себе. У нас в свое время был юбилей – 20-летие, и отмечали мы его во Дворце Республики. И раздается телефонный звонок, голос представляется руководителем ансамбля «Белых рос», который есть на Дальнем Востоке. «А можно мы приедем к вам?» – «Приезжайте, только мы не сможем вам оплатить дорогу…» Они сами нашли средства, приехали в Минск и выступали на нашем шикарном юбилейном концерте вместе с «Песнярами», Дидюлей и другими звездами. Но больше, к сожалению, мы с ними не виделись.
К этому юбилею, мы надеемся, исполнится мечта коллектива, и наш комплекс на улице Соломовой немного разрастется и увеличится, и нам станет еще комфортнее работать. Проект уже прошел экспертизу. А свое 35-летие мы отпразднуем осенью в Минске и Гродно. Будет много новинок, но пусть это пока будет нашим секретом.
– В этом году еще стройка предстоит. Это что, подарок к юбилею?
– Да, мы надеемся, исполнится мечта коллектива, и наш комплекс на улице Соломовой немного разрастется и увеличится, и нам станет еще комфортней работать. Проект уже прошел экспертизу. Осталось только надеяться на его воплощение. А юбилей, свое 35-летие, мы отпразднуем осенью в Минске и Гродно. Там будет много новинок, но пусть это пока будет нашим секретом.
– Как Вера Ивановна отдыхает? Я имею в виду реабилитацию после трудовых нагрузок?
– Как только у меня свободная минута, я смотрю в интернете все мировые концерты, лучшие спектакли, я читаю все интересное, люблю кого-то послушать умного или отправляюсь на природу. Вот там – полный отдых.
– Какие любимые книги лежат на столе?
– Николай Васильевич Гоголь. 6-й том полного собрания сочинений. И конкретно «Исторические очерки». Там есть статья о скульптуре, живописи, музыке. Глубокий и умный человек. Он пишет о том, как нужно преподавать географию у ребенка в школе, как для него создать целостную картину мира. А еще лежит литература по хореографии и искусству. Люблю разную хорошую музыку. Музыка наполняет мою жизнь содержанием и гармонией. А отдыхать люблю в кругу родных и друзей и на природе…
Источник: «Гродзенская праўда»