Источник: belta.by
Каждый выход симфонического оркестра на сцену с правильно подобранной программой и достойным исполнением несет патриотический посыл, уверен художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, народный артист Беларуси Александр Анисимов. Такое заявление маэстро основано на десятилетиях его творческой деятельности. С высочайшим мастерством и профессионализмом он представлял Беларусь во многих странах. Благодаря работе известного дирижера, которого относят к плеяде лучших музыкантов нашего времени, публика Нидерландов, Словении, Великобритании, Аргентины, Италии, Японии, Парижа, Австрии и других государств знает о Минске как культурно значимой столице европейского государства. Каждое выступление, каждый проект Александра Анисимова — это обогащение духовной сокровищницы белорусского народа. Корреспондент БЕЛТА пообщалась с именитым дирижером по случаю очередной награды — диплома лауреата республиканского конкурса на лучший культурный проект патриотической тематики 2022 года.
— Не так давно Белгосфилармония одержала победу в номинации «Лучшая концертная программа патриотической тематики в сфере музыкального искусства» за концертную программу республиканской культурно-массовой акции «Вахта памяти». Расскажите подробнее об этом проекте.
— Еще зимой прошлого года меня пригласили в Министерство культуры и рассказали о планах организовать концертную программу «Вахты памяти». Это традиционное мероприятие в Брестской крепости, которое проводится ранним утром 22 июня — в день, когда началась война. Однажды наш оркестр уже принимал участие в подобном проекте. Мы представляли публике концерт, наполненный красивой классической и популярной белорусской эстрадной музыкой. С теплотой вспоминаю то время, но вернусь к концертной программе 2022 года.
Тогда, зимой, в министерстве у меня поинтересовались мнением о «Реквиеме» Дмитрия Кабалевского. Конечно, я понимал, что в оригинале это произведение продолжается почти два часа. Но также я понимал, какой проект нужен для «Вахты памяти» и какая публика будет присутствовать. К тому же начало концерта планировалось в четыре часа утра… Я обещал подумать. Нужно было увидеть ноты, взвесить творческие возможности, оценить все предстоящие трудности, а именно: выступление на открытой площадке, неожиданности в погодных условиях и др.
Однако я загорелся идеей, она мне понравилась. Будучи мальчиком, учеником Хорового училища имени М.И. Глинки в Санкт-Петербурге, я исполнял одну из частей этого «Реквиема». До сих пор помню знаменитый текст Рождественского: «Именем солнца, именем Родины клятву даем… То, что отцы не построили, мы построим». Красиво, правда? Это произведение патриотического звучания идет от сердца, не заигрывает со слушателем, искусственно не затрагивает тонкие струны души, специально не вызывает плаксивость.
Да, с одной стороны, «Реквием» Рождественского — это жесткая поэзия, с другой — ласковая, с третьей — открытая, понятная и очень правдивая. Подобное мне всегда очень нравилось. Помню, как в юные годы пропадал в Доме книги на Невском проспекте Ленинграда, дежуря, когда принесут поэзию Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского, и хватал их новые сборники.
Что ж, я посмотрел «Реквием» Дмитрия Кабалевского. Музыка прекрасная, но и сложностей было полно. Они касались, прежде всего, не оркестра (у нас профессиональный коллектив, который справится с любыми сложностями), а вокально-хоровой стороны. Так, нужен был большой коллектив, поскольку одного состава для проекта «Вахта памяти» мало. В итоге мы собрали исполнителей нескольких хоров. В том числе пригласили детский коллектив из Бреста. Признаюсь, организационно было непросто.
Непросто шел и репетиционный период. Перед нами стояла задача подготовить такую программу, которая бы подходила для этого мероприятия: продолжительностью не более одного часа десяти минут. К тому же я понимал, что половина текста, озвученного в микрофон, не будет слышна и понятна публике. А давать текст на экране — глупость полная. Да, предполагались экраны, но на них транслировались документальные кадры и т.д. И тогда мне пришла в голову идея включить в эту историю драматических актеров. Я загорелся этой идеей, тем более что у меня был опыт.
Продолжение читайте на сайте БЕЛТА